Франческа Чиани: «Предметный дизайн – это оркестр. Только в гармонии с
клиентом получится хороший продукт». Итальянский дизайнер о творчестве,
вдохновении и работе с клиентами
Дизайн дверных ручек – это творческий, но малопопулярный продукт.
Итальянская компания FADEX решила изменить восприятие этих интерьерный
деталей, влюбить российских потребителей в стильный дизайн и показать, что
дверная ручка может быть настоящим произведением искусства.
Нам удалось побеседовать с главным дизайнером фабрики FADEX, узнать о ее
творческом пути и вдохновении при работе над продуктами.
Франческа, расскажите, пожалуйста, как вы выбрали профессию дизайнера?
То, что я родилась и выросла во Флоренции – городе, кто все пропитано искусством –
уже стало первым шагом в моей профессии. Обучение в художественной школе дало
понимание основ архитектуры, скульптуры и живописи, а уже следом был институт и
практика в компании по производству мебели. Здесь я окунулась в мир графики и
промышленного дизайна, и окончательно влюбилась в него.
Дизайнеру важно не останавливаться в обучении, поэтому я много времени
посвятила изучению особенностей различных материалов – стеклу, керамике,
металлу, а также их технологическим возможностям. Постепенно я стала
интересоваться проектированием мебели для ванных комнат, смесителей, ручками
для мебели. Сегодня в моем портфолио более 500 авторских предметов.
Вы сказали, что дизайнеру важно постоянно учиться. А какие еще принципы
работы современного дизайнера вы можете назвать?
Главная задача дизайнера при работе с клиентом – будь то компания-производитель
или частный заказчик – это, оставаясь собой, принять дух, ценности и требования
клиента. В работе с производителями это особенно важно, ведь дизайнер работает
еще и на коммерческий результат. Поэтому дизайнер должен не просто оставаться
творцом, но и изучить весь контекст, создать функциональный и эффектный продукт,
который будет при этом хорошо продаваться.
Продолжая вопрос работы с клиентом, где проходить грань между творчеством
дизайнера и требованиями клиента? Насколько вы свободны в своих
проектах?
Я считаю, что основа хорошего результата – это гармония и сотрудничество между
заказчиком и дизайнером. Гармония как личная между людьми, так и относительно
вкуса друг друга.
Клиенту должен нравиться дизайн, при этом он должен чувствовать себя свободно,
диктуя свои требования.
Со своими клиентами я работаю уже долгие годы, и у нас выработались особые
отношения. Мы как в оркестре, где каждый инструмент индивидуален, при этом он
играет в гармонии с остальными.
Безусловно, дизайнер, работая с клиентом, должен быть внимателен к его
потребностям и всего внимательно слушать заказчика. У каждого из нас свои
творческие взгляды, которые порой расходятся. Но всегда можно прийти к
компромиссу.
Если “да”, то – это ваш клиент, а вы – его дизайнер.
В чем принципиальная разница подходов к проектированию предметов
интерьера и проектированием самих интерьеров?
Промышленный дизайнер должен ориентироваться на микро-элементах проекта, при
этом представлять, как будет выглядеть проект целиком с его объектами.
Работа дизайнеров похожа на разницу между листом и деревом: если мы посмотрим
на один лист, он будет шедевром. А если отойдем подальше, то посмотрим на
дерево, как гармоничное целое из множества шедевров.
Будет ли шедевром само дерево – зависит от интерьерного дизайнера, который
сможет стильно вписать предметы в проект.
Франческа, какой собственный объект вы считаете самым неординарным?
Пожалуй, чайник Eclissi: современный сервиз геометрических форм с
многофункциональными элементами. Посмотрите сами, вам нравится?
Да, необычно и очень модно! А, если говорить о дверных ручках, которые вы
проектируете, скажите, чем вас так привлекает это направление?
Я считаю, что ручка в двери – это фундаментальный элемент! Это как украшение
торта, который завершает образ. В этой работе я чувствую себя максимально
свободно!
А что может стать источником вдохновения для создания такой эффектной
«вишенки на торте»?
Источником вдохновения может быть все: новая архитектура, дизайн в необычном
месте или абстрактная идея. Идея может родиться в любой момент, даже среди ночи,
когда я просыпаюсь с рисунком на голове и тут же набрасываю его на бумагу. Мне
нравится экспериментировать с новыми геометрическими формами, видеть, как они
преображаются в проектах, как играют в новых интерьерах и в новых ракурсах.
Знаете, процесс от вдохновения до реализации – это всегда удивление от нового
открытия. Поэтому я обожаю эту работу!
Сегодня в России предметный дизайн набирает особую популярность. Дайте,
пожалуйста, несколько рекомендаций дизайнерам, как начать собственный путь
в предметном дизайне.
Ищите свой собственный стиль и всегда следуйте за своей мечтой. Не копируйте, и,
даже если что-то не получается, никогда не падайте духом.
Вы обязательно найдете тех заказчиков, которые поверят в вас и поверят в сам
дизайн, как конкурентное преимущество своего продукта.
Ищите своего клиента и работайте в гармонии друг с другом! Тогда все получится!